bkogov.kz Мектебіміздің ресми сайтына қош келдіңіздер! Мұнда сіз біздің білім беру мекемесіміздің маңызды оқиғалары туралы ақпарат таба аласыз.
«Ақсай қаласының №3 «Гүлдер» бөбекжайы» МККК
Батыс Қазақстан облысы әкімдігі білім басқармасының Бөрлі ауданы білім беру бөлімі
bkogov.kz
Мектебіміздің ресми сайтына қош келдіңіздер! Мұнда сіз біздің білім беру мекемесіміздің маңызды оқиғалары туралы ақпарат таба аласыз.
AA+
«Ақсай қаласының №3 «Гүлдер» бөбекжайы» МККК
Батыс Қазақстан облысы әкімдігі білім басқармасының Бөрлі ауданы білім беру бөлімі
stopbullying logo
АЖ «Komek Stop Bullying»
Буллингті бірге тоқтатайық!

Тема: Коррекционная работа с детьми при задержке развития

 

 

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

Несмотря на то, что это понятие появилось совсем недавно, инклюзивное образование уже прочно вошло в нашу жизнь, оно реализуется на всех уровнях образовательного процесса: от  дошкольного образования до    высшего  профессионального обучения.

Содержанием коррекционной работы  является фактический материал, который должны усвоить дети, на базе которого они могут адекватно ориентироваться в окружающей действительности и успешно войти в общеобразовательный процесс.

Целью инклюзивного образование является успешное включение ребенка с ограниченными  возможностями здоровья в образовательную среду

Основной задачей дошкольного обучения в условиях инклюзивного образования является  социализация ребенка с ООП, его адаптация к новым условиям, к правилам и нормам детского коллектива, к взаимодействию с другими взрослыми.

  1. Образовательный процесс – процесс обучения ребенка с ООП в условиях дошкольного учреждения.

Содержанием процесса обучения является адаптированный, упрощенный материал с учетом возможностей и способностей ребенка с ООП.

    Тьютор - это специалист, который организует условия для успешного включения ребенка с ООП или ребенка — инвалида в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. На практике тьютор и сопровождающий  - это разные люди.

Цель деятельности тьютора: успешное включение ребенка с ООП  в среду общеобразовательного учреждения.

Для реализации этой цели необходимо решение нескольких задач:

1.Социализация - включение ребенка в среду сверстников, в жизнь класса, школы, формирования положительных межличностных отношений в коллективе.

2.Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.

3 Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком.

В настоящий момент сложилась ситуация, когда большинство специалистов, работающих в образовательных учреждениях общего типа, не имеют достаточных знаний о детях с ООП. А специалисты, имеющие на данный момент профессиональную подготовку, не учитывают особенностей коррекционно-педагогической работы в условиях инклюзивного образования. Тьютор может стать связующим звеном, обеспечивающим координацию педагогов, специальных педагогов, психологов, других необходимых ребенку специалистов на каждом этапе образовательного процесса. Необходимо особо отметить сложность включения родителей в коррекционный процесс (для этого разработаны дополнительные программы). Активность родителей и понимание ими сути и цели занятий, является необходимым условием эффективности образовательного процесса и процесса социализации.

Основные направления работы с родителями:

Установление контакта с родителями вновь прибывших детей, объяснение задач, составление плана совместной работы;

- Формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, установки на сотрудничество и умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощи;

- Оказание родителям эмоциональной поддержки;

- Содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребенка, прогноза развития;

- Формирование интереса к получению теоретических и практических умений в процессе обучения и социализации ребёнка;

- Проведение совместного анализа промежуточных результатов, разработка дальнейших этапов работы.

Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует комплексного подхода, что предусматривает участие педагога - психолога, педагога-дефектолога, врача, социального работника и др. От успешного вовлечения родителей в процесс воспитания и обучения детей с ООП   выигрывают и дети, и родители, и педагоги.

5. Работа с педагогическим коллективом, родителями, другими детьми с целью создания единой психологически комфортной образовательной среды.

6. Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ООП.

«При этом вся деятельность по сопровождению особого ребенка не должна нарушать образовательного и коммуникативного пространства той группы детей, в которой находится ребенок с особенностями развития». (Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивной школе. Сопровождение ребенка с особенностями развития: Метод. пособие /Под ред. М.Л. Семенович. - М.: Теревинф, 2010).

Необходимо помнить, что непосредственное участие тьютора в жизни ребенка с развитием его самостоятельности постепенно должно снижаться, уступая место общению со сверстниками и взаимодействию с педагогами. «Сопровождать можно только идущего». (Ковалева Т.М. «Тьюторское сопровождение как ресурс развития процесса индивидуализации»).

 Основные направления работы тьютора в организации условий для формирования гармоничных отношений подопечного с социумом в ДОУ и картину взаимоотношений ребенка с особенностями развития в системе ДОУ и роль тьютора в этом процессе (Приложение 1).
Тьютор и воспитатель должны стать одной командой. Здесь необходимо помнить, что воспитатель  должен играть ведущую роль в сознании ученика, иначе будет не инклюзия, а интеграция.

Основные этапы индивидуального сопровождения:

Сбор информации о ребенке, анализ полученной информации; На предварительном этапе тьютор знакомится с результатами диагностики ребенка, проведенной специалистами, с медицинской картой ребенка, утвержденным образовательным маршрутом; встречается со специалистами и представителями ПМПК для получения рекомендаций. Получив общие сведения, он знакомится с самим ребенком и его семьей, узнает об особенностях, интересах, сильных и слабых сторонах своего подопечного. Происходит постепенное установление контакта. На этом этапе часто необходимо заранее познакомить ребенка с помещениями, где он будет заниматься, его рабочим местом, местами общего пользования.  Совместная с другими специалистами выработка рекомендаций; Установление контакта с ребенком, родителями, адаптационный этап; Необходимо поставить такие задачи, которые  учитывают потенциальные возможности ребенка с ОВЗ и определяют позитивные и негативные факторы влияния на его адаптацию. Составление Адаптированной образовательной программы (АОП) и ИМС (индивидуального маршрута сопровождения) ребенка с ООП. Собственно тьюторское сопровождение в образовательном и воспитательном процессах, решение поставленных задач; Анализ динамики развития и воспитания ребенка с ООП. На каждом этапе тьютор наблюдает и информирует родителей и всех участников образовательного процесса о динамических изменениях ребенка с ООП в процессе обучения и социализации, при необходимости направляет родителей или законных представителей на консультацию  к другим   специалистам, налаживает сотрудничество со специалистам других организаций, занимающихся с ребёнком с ООП, посещающего образовательное учреждение.

                     Подготовила и провела дефектолог Салаватова Н.Б.

 

2/5